«Когда весна придет, не знаю…» Концерт к 110-летию композитора Бориса Мокроусова

Праздничная атмосфера концерта чувствовалась зрителем, стоило ему переступить порог Кремлёвского концертного зала или ДК «ГАЗ». Всюду шум, смех, звонкие голоса мальчишек-газетчиков, которые раздают номер, специально выпущенный к этому концерту. Большую работу по поиску материала, подбору фотографий провела Марина Арвели — историк советской эстрады, радиоведущая, журналист. Все собранные заметки, фотоархивы сверстались в праздничный номер газеты «ВЕСНА». Получился неожиданный и приятный подарок для зрителей. Особенно отрадно отметить, что после концерта в метро и кафе были замечены люди, увлечённо читающие газету.

А потом сразу, как это полагается на юбилеях — «к столу», в зал. На экранах демонстрируется кинолетопись жизни 40-50 годов — автоматы с газировкой, автомобили «Победа», юные комсомолки и комсомольцы, спешащие по весенним улицам.

На сцене уже прославленный Нижегородский русский народный оркестр под управлением Бориса Схиртладзе начинает концерт «Матросской пляской» с танцевальной постановкой от коллектива «Солнечный бестсселер». «Сегодня мы подготовили номер Матросская пляска, — рассказывает о работе маленьких артистов художественный руководитель театра Елена Хиценко. Мы тщательно готовились и девочки максимально прониклись атмосферой того времени, музыкой и славой своего великого земляка Бориса Андреевича Мокроусова. Для них очень важен опыт работы с оркестром, они всегда с трепетом ждут подобных выступлений».

Также весь вечер на сцене, в уютном уголке из плетённого кресла, этажерки и патефона расположился ведущий — Александр Васильевич Мюрисеп, заслуженный артист России, настоящий мастер слова.

Оригинально подобранные факты из биографии, красивые вставки из стихов, диалог со зрителем, раритетные записи с голосами Марка Лисянского и Эдмонда Кеосаяна. Отдельное удовольствие — это хорошо выверенные по времени, смыслу видеовставки на экранах, которые не просто дополняли, а сразу переносили в ту атмосферу. Всё это, несмотря на аншлаг в зале, было больше похоже на музыкальную гостиную с добрыми друзьями.

Песни в народной стилистике занимали особое место в творчестве Бориса Мокроусова, и, пожалуй, одна из самых драматических по сюжету и рисунку «Из-под камушка». Дарья Сикальская так рассказывает о своей работе: «Сегодня я исполняю мою любимую балладу. Она выбивается из общего ряда и, на мой взгляд, именно такая музыка открывает талант композитора особенно ярко и проникновенно, заставляет подумать.» Подготовка к концерту была особенно тщательной, продумывалось всё до мелочей и для следующего совместного номера «Ой вы ночи, ночи» с Майей Балашовой был пошит специальный костюм. Стремительность и высокий темп в сочетании с изяществом и красотой дуэта привели зал в полный восторг.

Заводные мелодии сменяются лирическими отступлениями Сергея Коблова «Давай сегодня встретимся», нежным призывом Майи Балашовой «Назначай поскорее свидание» и тут же шутливо вплетается зажигательная «Хороши весной в саду цветочки» в исполнении Александра Шалунова.

Царь-песней называет Леонид Утесов произведение «Заветный камень», историю которого слышим со сцены и видим в видеоподборках на экране зала. Мощное, трогательное прочтение, а скорее проживание песни Александром Шалуновым не оставляет никого равнодушным, у многих слёзы на глазах и долгие аплодисменты. Но тут настроение меняется, и Сергей Коблов вновь предстаёт перед нами уже в образе военного шофёра — жизнеутверждающе и размашисто гуляющего по сцене.

В финале первого отделения звучит уже подзабытая, но так хорошо возрождённая песня на стихи Льва Ошанина — «В кругу друзей» в исполнении всех солистов.

В антракте в зале видно много поклонников, которые не остались равнодушными. «Хочется поблагодарить организаторов мероприятия. Думаю, это было не просто, но результат впечатляет. Слушая «Заветный камень», я буквально растрогался до слез», — поделился с нами Александр Алексеевич Сериков, почётный гражданин Нижнего Новгорода.

«Все действо очень красиво, потрясающе. Сегодня зал — это место, где все мы получаем удовольствие. Удовольствие от общения с музыкой любимого композитора, талантливыми музыкантами и прекрасными людьми. К сожалению, сейчас повсюду преобладает англоязычная коммерческая культура, затмевая настоящую, добрую, родную, русскую музыку. Это событие одно из приятных исключений,» —  высказался Сергей Александрович Горин, заслуженный работник культуры.

Особенно приятны слова внука композитора, Максима Мокроусова: «Мне очень понравился оркестр, с ним все песни звучат как-то особенно. Все артисты на высоте, особенно запомнилось выступление Майи Балашовой. А сам концерт получился по-настоящему тёплым и домашним. Спасибо за радушный приём и что не забываете Бориса Андреевича Мокроусова!»

Так же своим впечатлением поделилась Анна Китина — Фатьянова (внучка поэта Алексея Фатьянова): «Зрительный зал полон и принимал очень тепло. Для меня такая театральная задумка – это как бальзам для души, само ведение концерта напомнило старые добрые традиции, а кресло-качалка внесла домашний уют. Замечательные дуэтные исполнения, подборка голосов, сильный вокальный состав. Отдельное спасибо оркестру и дирижеру, на работу которого можно смотреть вечно. Спасибо за хорошее настроение!»

А нас уже зовут звуки испанского танца, которые открывают второе отделение концерта. Оркестр и дирижёр Борис Схиртладзе на протяжении всего вечера мастерски, тонко проигрывают каждую мелодию, настолько органично вписываясь в общую атмосферу.

Тема любви прекрасно развивается в музыке, написанной к фильмам: иронично-дружественные «Куплеты Курочкина», чувствительно-нежная «На крылечке», искренняя «Садочек» и, конечно, всенародная любимица «На Заречной улице». А дальше зритель уже подхватывает любимую песню, звучащую раньше на каждом дружеском застолье — это «Одинокая гармонь», исполненная Майей Балашовой. Но тут ведущий начинает рассказ о фильме «Неуловимые мстители», а в частности об одном герое Яшке-Цыгане. По рядам проносится удивление — неужели сам артист здесь. Да! Неожиданный сюрприз для всех поклонников. И Василий Федорович Васильев не просто здесь, он выходит на сцену и исполняет под гитару попурри из мелодий фильма. Овации. Восторг. Цветы и объятия.

«Я родом из Вачи и детство своё провёл здесь, на нижегородчине. В отрочестве планировал стать комбайнером, но я был творчески активным юношей – играл в самодеятельности, с удовольствием много танцевал и пел, и один из моих земляков посоветовал пригласить меня на съемки в кино. Благодарен судьбе, что свела меня с Борисом Андреевичем. На первой встрече он попросил меня напеть несколько цыганских мелодий, и на их основе написал музыку. Она звучит, когда мой герой Яшка-Цыган ведет коня на водопой.»

Долго публика не отпускает артиста, но впереди уже филигранное исполнение Владиславом Биткиным хита «Вологда», который лучится теплом и энергией. Татьяна Гейн вновь возвращает нам лирическое настроение, исполнив с щемящей нежностью «Осенние листья».

И как положено в конце — мощный финал — все солисты вместе со всем залом поют неофициальный гимн города «Сормовская лирическая». Зрители провожают артистов стоя, море цветов, крики «Браво!». Не верится, что концерт окончен, кажется, что эта музыка звучит внутри каждого из нас.

Такие события сложно описать одним лишь словом — концерт. Это сплетение творческих задумок, гениального материала, оставленного нам великим земляком, и большой энергии, с которой все причастные берутся за организацию. Имя Бориса Мокроусова и его творчество всегда будет связано с народной любовью.